Кондуктора, линейки и абонкнижки: как оплата за проезд стала действительно удобной с появлением АСОП? 

С чего началась история контроля за оплатой проезда? Наверное, с появлением действительно крупного общественного транспорта. Ведь когда извозчик вез в карете одного-двух пассажиров, неуплату невозможно было упустить. Да и карету с собственным кучером мог себе позволить далеко не каждый. 

Урбанизация принесла с собой ряд знакомых нам сегодня благ, например, общественный транспорт. И вместе с тем дала много новых профессий, одна из которых — кондуктор. И профессия эта в некоторых городах существует и сейчас, но официально от услуг кондукторов в общественном транспорте стали отказываться в конце 50-х годов прошлого века. 

Единый тариф 

Почему же кондукторы вдруг стали не нужны? Раньше оплата практически в любом транспорте производилась в зависимости от дальности передвижения. В Крыму подобная система действует сейчас только на пригородных маршрутах. 

Так вот именно в конце 50-х годов прошлого века в СССР был введен единый тариф на общественный транспорт, вне зависимости от того, сколько остановок едет пассажир. 

В салон транспорта поставили кассы, куда пассажиры бросали деньги и отрывали билеты. Кондуктор в этой схеме стал лишним. 

Эта система открыла ряд проблем: не все пассажиры клали в кассу полную стоимость проезда, а то и вовсе могли «за так» оторвать себе билет, пока водитель занят. Кому-то нужно было объявлять остановки, ведь радиосистем оповещения, как в современном транспорте, не было. А что делать, если у человека нет мелких денег, как ему получить сдачу? 

Так появилось и много новшеств. Абонентские книжки, кассы-полуавтомат и то, что знакомо многим пассажирам крымских троллейбусов старого образца: компостеры. Они были разной формы и пробивали билетики, оставляя на них разнообразные рисунки из дырочек, по которым можно было определить, в этом ли автобусе пробит билет. 

Несколько знаменательных периодов было в истории оплаты проезда и после: с 80-х годов от касс окончательно отказались и передали обязанность по расчету пассажиров водителю. Однако эта мера признана небезопасной и значительно задерживающей движение. Местами в постсоветском периоде 

снова возвращалась должность кондуктора, но глобальные изменения пришли с миллениумом: в транспорте начали массово вводить систему с турниками и валидаторами. 

Симферополь, 2019 год

Конец календарного года стал началом изменения большой, уже привычной, но несовременной системы. В столице полуострова начали появляться первые валидаторы, заработала АСОП (автоматизированная система оплаты проезда). 

Как и любое большое изменение на самом деле начинается с малого, так и проект АСОП начался с идеи сделать ежедневные перевозки комфортнее для пассажиров. Решение об использовании банковских карт для оплаты проезда как раз и было продиктовано этой идеей: жителям и гостям Крыма не нужно покупать дополнительные карты, отдельно их пополнять. В этом смысле именно крымская система опережает многие города мира. 

Безопасность 

Пандемия коронавируса показала нам как важно быть внимательным в мелочах. Бесконтактная оплата стала нашим повседневным и обязательным спутником. Ведь уже много лет подряд именно наличные деньги занимают лидирующие позиции в топах самых грязных вещей в мире: 

они «собирают» наибольшее количество вирусов, бактерий, частиц эпидермиса предыдущих владельцев и пыли. 

Бесконтактная оплата индивидуальной банковской картой решает этот вопрос. 

От отрывного билета до оплаты в одно касание 

С каждым днем городская среда становится доступнее и эргономичнее. Уже сложно представить, что перед работой человеку нужно идти в киоск за билетами или же обязательно оставлять на утро мелкие деньги, иначе можно не уехать вовремя ввиду отсутствия у водителя размена. 

Мы с открытостью и вдохновением смотрим в сторону наших общих перспектив. Надеемся, что и вы тоже!