Что такое троллейбус, крымчане узнали осенью 1959 года. Сначала – 7 октября – первые поездки на этом виде общественного транспорта совершили симферопольцы. Именно тогда был введен в эксплуатацию маршрут №1 протяженностью 8,5 км от Марьино до железнодорожного вокзала. Уже за первый месяц работы 9 единиц транспорта перевезли 200 тысяч пассажиров. Однако бренд «крымский троллейбус» известен в мире благодаря другому маршруту – междугороднему. За рекордно короткий срок, всего за 11 месяцев, была построена троллейбусная линия Симферополь – Алушта протяженностью 52 км. За это же время открыли два троллейбусных парка: в Симферополе на 100 единиц и в Алуште на 50 единиц подвижного состава. Кроме того, было установлено более 3 тысяч опор, натянуто свыше 200 км контактной сети и смонтировано 12 тяговых подстанций. И 6 ноября того же 1959 года открылось движение по горной троллейбусной трассе Симферополь – Алушта.
Более 6 млрд пассажиров за неполные 60 лет. С таким результатом госпредприятие подходит к своему юбилею. Как и шесть десятков лет назад, «Крымтроллейбус» остается безусловным лидером пассажирских перевозок на полуострове. Что изменилось в «Крымтроллейбусе» за последние пять лет и каких новшеств стоит ожидать пассажирам в ближайшие годы? Об этом в интервью Крыминформу рассказал генеральный директор предприятия Илья Прокопьев.
Илья Александрович, вы возглавляете предприятие чуть больше года, но уже очень хорошо знакомы и с его историей, и с проблемами, и с достижениями. Что собой представляет «Крымтроллейбус» на пороге 60-летия?
Конечно, 60 лет для нас – это очень почетная дата. В 1959 году запуск троллейбусных маршрутов стал настоящим прорывом не только для Крыма, а и для всей большой страны. В те времена «Крымтроллейбус» стал знаковым предприятием, потому что благодаря именно строительству контактной сети появилась асфальтовая дорога в направлении Алушты. Кроме того, в советское время предприятие было знаковым и поставило сразу несколько рекордов – самая длинная в мире и единственная горная троллейбусная трасса в Европе. В 2010-м году в книгу рекордов Гиннеса «Крымтроллейбус» попал как компания, использующая самые старые троллейбусы в мире. Для предприятия это, конечно, был скорее антирекорд. Сегодня мы можем похвастаться тем, что с конца прошлого года старая техника прекратила работать на маршрутах. Кроме экскурсионного троллейбуса, который помогает окунуться в атмосферу старейшей истории предприятия. Так, еще в прошлом году на городском маршруте в Алуште работал троллейбус марки Skoda, но мы его заменили. Т.е. сейчас предприятие полностью обновило подвижной состав.
Как именно обновился подвижной состав за последние пять лет?
Предприятие за последние годы очень преобразилось. В 2016 – 2017 году нам удалось поменять подвижной состав. 2 мая 2016 года в Симферопольский троллейбусный парк поступил троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275. Ему был присвоен бортовой номер 6500. Позже поступило еще 13 таких троллейбусов. В период с августа 2016 по январь 2017 года поступило 30 новых троллейбусов Тролза-5265.02 «Мегаполис» и 39 новых троллейбусов Тролза-5265.05 «Мегаполис». Также в 2017 году получили 30 единиц автобусов марки КАвЗ, и развиваем пригородные автобусные перевозки. До сих пор мы сохраняем лидерство и как самый крупный перевозчик в Крыму, эксплуатирующий 650 километров контактной сети. Сейчас троллейбусный парк предприятия состоит из 223 троллейбусов. Ежедневно предприятие выпускает в среднем 150 троллейбусов на городские маршруты Симферополя, Алушты и Ялты. По прогнозным данным на 2019—2020 годы планируется увеличение дневного выпуска техники до 237 троллейбусов на городские маршруты. Но это все зависит от выделения предприятию нового подвижного состава.
Немаловажным для устойчивой работы предприятия является обновление материально-технической базы. Какая работа ведется в этом направлении?
Действительно, замена подвижного состава, которая случилась в 2016—2017 годах и планируемое дальнейшее увеличение нового подвижного состава, не может быть без улучшения условий труда и материально-технической базы. В прошлом году нам повезло, на нашем предприятии дважды побывал глава Крыма Сергей Аксёнов. Нам была доведена субсидия, за счет которой производится замена крыш зданий троллейбусного парка. Мы делаем капремонт в службах электрохозяйства, автохозяйства, также выполняется капитальный ремонт в учебно-курсовом комбинате. В прошлом году было заменено асфальтное полотно на территории парка. Кроме того, ведется работа по установке новой современной мойки, приобретаются станки, новый трактор, электролаборатория, вышка. Благодаря поддержке правительства, предприятие может не только надеяться на новый подвижной состав, но и на дальнейшее развитие.
Одна из главных проблем для «Крымтроллейбуса», как не раз отмечалось ранее – износ контактной сети и необходимость ее реконструкции. Есть ли перспектива замены и восстановления сети в ближайшее время?
Изношенность контактной сети – это проблема, о которой знают и курирующий вице-премьер, и профильный министр, и глава Крыма Сергей Аксёнов. Действительно, это то, что не дает нам спокойно спать. Ведь дальнейшее укрепление и увеличение подвижного состава на линии невозможно из-за аварийного состояния контактной сети. Она была построена в 1959—1960 годах и не реконструировалась никогда. Мы обслуживаем 34 подстанции, которые построены тогда же: крыши текут, бетонные основания разрушаются. Все в таком состоянии, что необходимо ремонтировать, реконструировать. Мы в этом году пытались попасть в федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя (ФЦП).
Для этого необходимо иметь проект, а те коммерческие предложения, которые поступают нам от частных фирм с вариацией цен от 200 до 700 млн рублей. И это только за проект. В этом году мы заказали работу по формированию технического задания с прохождением в государственной экспертизе достоверности ценообразования, чтобы подтвердить стоимость проектирования. Оно содержит много геодезии, изыскательских работ и сложных проектных решений. Процесс идет. К сожалению, предприятие потеряло четыре года, начинать это нужно было гораздо раньше. Сейчас я надеюсь, что так как ФЦП продлена, мы будем в нее включены.
Вы уже говорили, что «Крымтроллейбус» сохраняет лидерство среди перевозчиков в Крыму. Сколько пассажиров воспользовались услугами в прошлом году?
Троллейбусы в Крыму в 2018 году перевезли более 35,5 миллионов пассажиров, из которых 21,5 миллионов являются гражданами льготных категорий. При этом наша годовая выручка составила 285 миллионов рублей. Ежедневно предприятие выпускает на маршруты в среднем 145 единиц троллейбусов и 18 единиц автобусов. Стоит сказать, что мы отмечаем устойчивое увеличение количества пассажиров, которые полностью оплачивают свой проезд. Так, по сравнению с 2017 годом количество пассажиров, оплативших свой проезд, увеличилось на 600 тысяч. С 13,4 млн до 14 млн человек.
В прошлом году были введены сразу несколько современных способов оплаты проезда в троллейбусах. Это электронные карты и возможность заплатить за проезд банковской картой? Насколько популярны эти новшества?
За 2018 год предприятием было реализовано 767 проездных билетов. Самые популярные проездные билеты это школьные. В то же время доля оплаты проезда бесконтактной пластиковой банковской картой еще очень мала. Данной услугой воспользовались только чуть более тысячи раз. Хотя с каждым месяцем пассажиры все больше привыкают к такому способу оплаты проезда и все чаще начинают использовать данный вид оплаты.
Раз уж мы затронули тему оплаты проезда, то безусловно, наиболее волнующий крымчан вопрос – это стоимость услуг «Крымтроллейбуса». Ранее в Госкомитете по ценам и тарифам сообщили, что в первом полугодии 2019 года стоимость проезда в городских троллейбусах не изменится? Что будет с ценами дальше? Каков экономически обоснованный тариф для предприятия?
Стоимость проезда в городских троллейбусах, согласно приказу Госкомитета по ценам и тарифам, повысится с 14 до 15 рублей только во втором полугодии 2019 года. При этом экономически обоснованный тариф на городские перевозки составляет 17,12 рубля. Что касается стоимости проезда на пригородных и междугородных сообщениях, то она была увеличена с 1 января 2019 года. На пригородных маршрутах – с 1,35 до 1,52 рубля за один пассажиро-километр (12,6%), на междугородных – стоимость проезда повысилась с 1,75 до 2,2 рублей за пассажиро-километр (25,7%).
«Крымтроллейбус» в последние годы не только сохранил коллектив, но начал его увеличивать, возобновив обучение специалистов. Сколько водителей троллейбусов вы выпустили в прошлом году? Каковы прогнозы дальнейшей образовательной деятельности?
Абсолютно верно, коллектив «Крымтроллейбуса» за десятилетия своего существования пережил немало потрясений. Однако сегодня у нас есть уверенность в стабильной работе и будущем развитии предприятия. Сейчас у нас работает 1569 человек. Общая штатная численность «Крымтроллейбуса» – 2 069 человек. У нас много свободных вакансий таких как литейщик, электронщик, слесарь, других рабочих профессий. Конечно, если пройтись по парку, то персонал у нас довольно закоренелый, устоявшийся. Многие сотрудники пенсионного возраста. Но на таком предприятии как наше должны оставаться знания и опыт. При этом приходит к нам и молодежь. Примечательно, что среди водительского состава приблизительно 50 на 50 мужчин и женщин.
С возобновлением учебного процесса в «Крымтроллейбусе» вышла интересная история. Когда я пришел на предприятие в ноябре прошлого года, здесь работало почти 1 500 человек, более 100 мест водителей троллейбусов были вакантными. Мне это показалось странным. Я поинтересовался, может нужно разместить объявления и просто нанять людей на работу. Но оказалось, что не все так просто. Дело в том, что единственным предприятием на полуострове, которое обучало водителей троллейбусов и был «Крымтроллейбус». Последние пять лет в Крыму никто не обучал специалистов.
Поэтому мы провели огромную работу, запустили учебно-курсовой комбинат, получили лицензию на образовательную деятельность. Для нас это новое – хорошо забытое старое. Возобновление работы учебного комбината по выпуску водителей троллейбусов позволило нам значительно сократить дефицит водителей. За 2018 год учебный комбинат выпустил 41 водителя троллейбуса и 59 человек закончат обучение в этом году. Важно то, что все водители, прошедшие обучение в прошлом году трудоустроены на предприятии. Мы намерены и дальше обучать специалистов. Сейчас разрабатываем программы и по другим специальностям. Я с уверенностью могу сказать, что работать в «Крымтроллейбусе» – престижно. Средняя заработная плата у водителей превышает 40 тысяч рублей.
Вице-премьер Крыма Михаил Селезнёв по итогам визита в Башкортостан сообщил, что троллейбусы из Уфы пройдут в Крыму экспериментальное испытание. Когда техника будет доставлена в Крым? Где пройдет испытание?
Мы также принимали участие в рабочей поездке правительства Крыма в Уфу. Побывали с коллегами на уфимском троллейбусно-трамвайном заводе, посмотрели технику, заключили соглашение на опытную эксплуатацию. Уже к апрелю нам передадут троллейбус с автономным ходом. Он будет испытываться на городских маршрутах в Симферополе, Алуште и Ялте.
В принципе, мы любим испытывать различную технику. С удовольствием оценим уфимский троллейбус, посмотрим, как эта техника покажет себя в Крыму. Исходя из этих результатов возможно совместное сотрудничество в виде приобретения троллейбусов.
«Крымтроллейбус» активно восстанавливает маршруты, работа на которых не осуществлялась долгое время в силу тех или иных причин. Какие планы на восстановление маршрутов в 2019 году?
Во многом восстановление забытых и запуск новых маршрутов зависит от наличия троллейбусов с автономным ходом. Сегодня на предприятии 27 единиц транспорта с удлиненным автономным ходом, которые могут передвигаться без контактной сети на расстояние в 20 километров, что позволило предприятию расширить сеть в такие районы Симферополя, как улица Маршала Жукова, Сельскохозяйственная академия, Хошкельды и новый терминал аэропорта. Планируется восстановление движения троллейбусов по маршрутам №12 «Новоромановка – Марьино», №13 «пл. Московская – Загородный» и №14 «Марьино – Арабатское кольцо».
Ранее Вы анонсировали договоренность с властями Симферополя проработать вопрос запуска маршрута в микрорайон Каменка. Есть ли понимание о количестве необходимого для микрорайона транспорта, маршруту, сроках запуска?
Мы уже произвели обкатку по данному направлению для оценки возможности запуска туда постоянного маршрута. Работа в этом направлении сейчас находится в процессе разработки и зависит от выделения предприятию троллейбусов с увеличенным автономным ходом. По предварительной оценке, на это направление необходимо будет поставить 9-10 единиц техники.
Источник: Крыминформ